ДайвОК.рф

Теория

Главная  >>  Теория


Урок |1 | |2 | |3 | |4 | |5 | |6 | |7 | |8 | |9 | |10 | |11 | |12 | |13 | |14 | |15 | |16 | |17 | 

Урок 3

Другие воздушные полости

Полости в черепных костях

Иногда при спуске продувка ушей проходит благополучно, но появляется ощущение дискомфорта, а затем и боли в местах расположения придаточных пазух в черепных костях. В этом случае лучше завершить погружение, такие ощущения чаще всего связаны с начинающейся или недолеченной простудой.

Полости в зубах

Если при спуске вы ощущаете боль в зубе, то это связано с воздушной полостью, образовавшейся под пломбой. Вам необходимо обратиться к стоматологу (вероятно, придется поменять пломбу).

Кишечник

Во время погружения может возникнуть чувство дискомфорта в области желудка или кишечника. Для предотвращения подобной ситуации стоит воздержаться от употребления газообразующих продуктов и плотного приема пищи непосредственно перед погружением.

Обжим маски

Надев на лицо маску, мы создали еще одну воздушную полость, которую необходимо учитывать во время погружения. Это подмасочное пространство. Для выравнивания давления в нем во время погружения необходимо периодически выдыхать носом под маску. В противном случае маску может очень сильно придавить к лицу, вплоть до появления болевых ощущений и образования синяков вокруг глаз. Именно поэтому в подводном плавании нельзя использовать плавательные очки.

 

Плавучесть

Плавучестью называют способность предмета удерживаться или не удерживаться на плаву. Собираясь в подводное путешествие, мы должны учитывать и это явление.

Распределение сил под водой

На любой предмет (и на аквалангиста, конечно, тоже) под водой действуют 2 основные силы: сила тяжести и сила Архимеда.

FAрх = gMводы

Fтяжести = gMтела, где

g — ускорение свободного падения (9,8 м/с2 — величина постоянная);
Mводы — масса вытесненной телом воды;
Mтела — масса тела.

Сила тяжести, направленная вертикально вниз, погружает тело в воду. Сила тяжести пропорциональна массе тела. То есть, чем больше тело весит, тем больше сила тяжести, тем сильнее его тянет вниз. Сила тяжести, действующая на аквалангиста, будет зависеть от массы его тела и массы его снаряжения. Регулировать какимто образом силу тяжести под водой (то есть изменять свой вес) мы практически не можем.

Выталкивающая сила, или сила Архимеда, направленная вертикально вверх, выталкивает тело из воды. Сила Архимеда равна весу вытесненной телом воды. То есть, чем объемнее тело, тем больше воды оно вытесняет, тем больше вес этой воды и тем сильнее его выталкивает. Однако вес воды будет зависеть не только от объема, но и от плотности (солености) воды. Для одного и того же тела выталкивающая сила будет различной в пресной и в соленой воде. Изменяя свой объем под водой, мы можем регулировать Архимедову силу.

Понятия отрицательной, положительной и нулевой (нейтральной) плавучести

 

Таким образом, мы видим, что плавучесть зависит от соотношения сил тяжести и Архимеда. Регулируя силу Архимеда, мы можем регулировать свою плавучесть. Регулировка плавучести — один из основных навыков, необходимых для комфортного и безопасного пребывания под водой.

Современное снаряжение дает возможность дайверам легко изменять свою плавучесть как в сторону увеличения, так и уменьшения.

Положительная плавучесть — сила Архимеда больше силы тяжести. Она устанавливается при передвижении или отдыхе на поверхности воды.

Отрицательная плавучесть — сила тяжести больше силы Архимеда. Отрицательная плавучесть необходима во время спуска под воду.

Нулевая (нейтральная) плавучесть — сила Архимеда равна силе тяжести.

Во время подводной экскурсии аквалангисты стараются добиться постоянной нейтральной плавучести. Это позволяет экономить силы и даже зависать без движения в толще воды подобно щуке или барракуде. Именно сохранение нейтральной плавучести во время погружения и делает дайвинг таким захватывающим и увлекательным.

Архимед

ок. 287–212 г. до н. э. Древнегреческий математик, изобретатель и натурфилософ. О его жизни известно мало. Легенда гласит, что сиракузский царь Герон II попросил мыслителя определить, из чистого ли золота сделана его корона, не причиняя вреда самому царскому венцу. Взвесить корону Архимеду труда не составило, но этого было мало — нужно было определить объем короны, чтобы рассчитать плотность металла, из которого она отлита, и определить, чистое ли это золото. Дальше, согласно легенде, Архимед, озабоченный мыслями о том, как определить объем короны, погрузился в ванну — и вдруг заметил, что уровень воды в ванне поднялся. И тут ученый осознал, что объем его тела вытеснил равный ему объем воды, следовательно, и корона, если ее опустить в заполненный до краев таз, вытеснит из него объем воды, равный ее объему. Решение задачи было найдено и, согласно самой расхожей версии легенды, ученый побежал докладывать о своей победе в царский дворец, даже не потрудившись одеться. Однако, что правда — то правда: именно Архимед открыл принцип плавучести. Если твердое тело погрузить в жидкость, оно вытеснит объем жидкости, равный объему погруженной в жидкость части тела. Давление, которое ранее действовало на вытесненную жидкость, теперь будет действовать на твердое тело, вытеснившее ее. И, если действующая вертикально вверх выталкивающая сила окажется больше силы тяжести, тянущей тело вертикально вниз, тело останется на плаву; в противном случае оно пойдет ко дну (утонет). Говоря современным языком, тело плавает, если его средняя плотность меньше плотности жидкости, в которую оно погружено.

Снаряжение аквалангиста

Каждый элемент снаряжения посвоему влияет на плавучесть

К выбору всего снаряжения предъявляются два основных требования. Первое — надежность. При покупке снаряжения лучше всего проконсультироваться с вашим инструктором. При выборе снаряжения напрокат, обязательно проверяйте его исправность и работоспособность. Второе немаловажное требование — это комфортность. Все снаряжение должно подходить вам по размеру и быть удобным. Если в течение погружения вы будете заняты борьбой с собственным оборудованием, то вряд ли сможете наслаждаться красотами подводного мира, и вместо удовольствия вас в лучшем случае ожидает чувство выполненного долга.

Урок |1 | |2 | |3 | |4 | |5 | |6 | |7 | |8 | |9 | |10 | |11 | |12 | |13 | |14 | |15 | |16 | |17 | 
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru