ДайвОК.рф

Теория

Главная  >>  Теория


Урок |1 | |2 | |3 | |4 | |5 | |6 | |7 | |8 | |9 | |10 | |11 | |12 | |13 | |14 | |15 | |16 | |17 | 

Урок 4

Маска, трубка, ласты (комплект №1)

Эти элементы снаряжения практически не влияют на плавучесть. Чаще всего они имеют нейтральную или слабо отрицательную плавучесть.

Маска

Мы, конечно же, не откроем для вас Америку, если скажем, что маска аквалангисту нужна для того, чтобы видеть под водой. Если вы откроете под водой глаза, то увидите только сильно расплывчатые очертания. Человеческий глаз может нормально видеть только в воздушной среде. Надев маску, мы создаем воздушную прослойку между глазом и водой и в результате можем нормально видеть.

Конструкция маски представляет собой мягкий фасонный корпус (обтюратор), на котором с помощью пластикового каркаса закреплено смотровое стекло.

Маска удерживается на голове с помощью затылочного ремня.

Обтюратор выполняется таким образом, чтобы он полностью закрывал нос аквалангиста для возможности выравнивания давления в подмасочном пространстве (см. выше Обжим маски), а также позволял легко зажать нос для выравнивания давления в полости среднего уха (см.выше). Обтюратор большинства современных масок изготавливают из силикона, который может быть черным, серым или прозрачным. Для смотрового стекла маски из соображений безопасности используется закаленное стекло (будучи разбитым, оно не образует острых осколков).

Маркировка закаленного стекла может быть различной — Tempered, Safety, или просто Т. Каркас чаще всего выполняют из прочного пластика различных цветов. Количество стекол может быть различным — от одного до шести. Здесь все будет зависеть от ваших предпочтений. Для людей с нарушением зрения будут актуальны двухлинзовые маски, которые позволяют поставить диоптрические стекла вместо обычных*.

Существует множество различных моделей масок. При выборе лучше всего проконсультироваться с инструктором. Он поможет вам сориентироваться и подобрать подходящую маску. Помните, что дорогая маска не всегда самая лучшая. Лучшая маска будет та, что подойдет лучше других на ваше лицо. Для этого надо маску померить.

При примерке уберите затылочный ремень, с лица уберите волосы так, чтобы они не попали под обтюратор маски, аккуратно приложите маску к лицу, слегка вдохните воздух носом и задержите дыхание. Повертите немного головой. Маска должна присосаться к лицу. Если она удерживается на лице, значит она вам по размеру.

Затылочный ремень маски, или, как его еще называют, масочный «стреп», не надо сильно затягивать. Стреп должен лишь фиксировать маску на лице в нужном положении, а под давлением воды на глубине маска прижмется к лицу сильнее.

*Если вы используете новую маску, то накануне погружения ее нужно промыть изнутри теплой водой с зубной пастой. На стекле новой маски всегда находится защитное заводское покрытие. Его нужно таким образом смыть. Перед погружением следует поплевать в маску и растереть слюну по всей плоскости внутренней части стекла. Затем промыть маску водой и тогда ее можно использовать. В противном случае под водой маска может запотевать.

 

Трубка

Аквалангисты используют трубки при плавании или отдыхе на поверхности, а также для экономии воздуха в своих баллонах, когда плывут к месту погружения.

Несмотря на кажущуюся ненужность, трубка является важным элементом снаряжения аквалангиста. Она может понадобиться вам в одном случае из ста. Но в этом случае она может сослужить реальную службу. Трубка крепится к затылочному ремню маски с левой стороны.

Трубки изготавливают из пластика и силикона. Длина трубки для

плавания обычно не превышает 42 см, а ее диаметр не менее 19 мм. Трубки бывают различной формы. Особенно популярны так называемые анатомические трубки, форма которых повторяет контуры головы. Чтобы трубка меньше мешала при плавании под водой, у некоторых моделей выполняют мягкие гофрированные вставки из силикона. Очень удобно, если в конструкции трубки предусмотрен клапан для удаления воды. В этом случае при попадании воды в трубку аквалангист затрачивает значительно меньше усилий для ее очистки.

 

 

 

 

 

Ласты

Ласты дают возможность аквалангистам перемещаться в воде быстрее и с меньшими усилиями. От правильности выбора ласт зависит, будете ли вы уставать при плавании под водой.

Любая ласта состоит из калоши и лопасти.

Лопасти могут отличаться по размеру, форме, жесткости, углу слома относительно плоскости стопы и материалам изготовления. Чем больше и жестче лопасть, тем эффективнее гребок. Но чем больше и жестче лопасть, тем тяжелее «провернуть» ласту, больше нагрузка на ноги. Калоши бывают двух видов — с закрытой пяткой и с открытой пяткой. Ласты с закрытой пяткой надевают на носок или на босую ногу. Их чаще всего используют при плавании с маской и с трубкой.

Ласты с открытой пяткой предполагают использование бот. Этот тип ласт предпочтителен для аквалангиста, они более удобны и эффективны. В них нога благодаря ботам более защищена от случайных повреждений. К тому же наличие ботов упрощает и делает более безопасным вход и выход из воды при погружениях с берега.

Однако, какие бы ласты вы ни выбрали, они должны подходить вам по размеру. Ласты не должны быть настолько тесными, чтобы сильно сжимать стопы, и настолько свободными, чтобы «болтаться» на ноге. Любая из перечисленных ситуаций приведет к дискомфорту, усталости и, возможно, к судороге. При выборе ласт с открытой пяткой обратите внимание на то, чтобы карман калоши полностью закрывал свод стопы.

Подробнее о разновидностях ласт, а их великое множество, вы узнаете от инструктора. Он же поможет подобрать вам подходящую модель.

 

Гидрокостюм аквалангиста

Гидрокостюм — защитная одежда аквалангиста. К защитной одежде также относятся боты, носки, перчатки и шлемы. Какой бы гидрокостюм вы ни выбрали, он всегда будет увеличивать плавучесть. Подробнее о гидрокостюмах и дополнительных элементах к ним мы расскажем вам во второй главе.

Средства обеспечения плавучести Грузовой пояс или грузовые системы

Гидрокостюм добавляет человеку положительной плавучести, поэтому для компенсации этой плавучести используется грузовой пояс. Грузовой пояс состоит из ремня, снабженного быстроразъемной пряжкой, и свинцовых грузов. Иногда это пояс с карманами, в который кладут специальные мешочки со свинцовой дробью. Грузовой пояс делает плавучесть отрицательной. От правильного подбора и размещения грузов на грузовом поясе будут зависеть ваши плавучесть и остойчивость под водой, а соответственно, ваши безопасность и комфорт.

 

О правилах подбора груза и его распределении мы поговорим позже и в разделе «Практика».

Иногда грузы размещают не на грузовом поясе, а в так называемой интегрированной грузовой системе. Чтобы понять, что это такое, необходимо рассказать о следующем необходимом для комфортного и безопасного плавания элементе снаряжения — о компенсаторах плавучести.

 

Компенсатор плавучести — BCD

(Buoyancy Control Device)

Основное назначение компенсатора плавучести — компенсация увеличивающейся с глубиной отрицательной плавучести в результате обжима гидрокостюма. Наиболее распространенная модель современного компенсатора плавучести представляет собой герметичный надувной жилет. Изменяя объем компенсатора (сдувая и поддувая его) аквалангисты могут регулировать плавучесть на различных глубинах. На поверхности полностью надутый компенсатор плавучести является спасательным жилетом, обеспечивая хорошую положительную плавучесть и позволяя аквалангисту расслабиться и отдохнуть при необходимости. Но и это еще не все. Конструктивные особенности большинства компенсаторов позволяют крепить баллоны, поэтому чаще всего компенсатор является также подвесной системой для баллона или баллонного блока.

Материал изготовления BCD — плотная кордура. Пульт управления компенсатором — инфлятор. Это устройство для подачи и сброса воздуха. Воздух подается из баллона с помощью шланга низкого давления, соединенного с регулятором (см. ниже). Инфлятор имеет два клапана (клапан поддува и стравливающий клапан), и соединен с камерой компенсатора с помощью гофрированной трубки с левой стороны. Также любой компенсатор плавучести имеет от 1 до 4 аварийных клапанов, предназначенных для экстренного сброса воздуха и предотвращающих разрыв компенсатора при переполнении. Спинка и ремень крепления баллона являются частью конструкции большинства современных компенсаторов.

Для крепления дополнительного оборудования на многих компенсаторах предусмотрено наличие карманов, Dобразных колец и карабинов.

От правильности выбора жилета зависит ваш комфорт при плавании с аквалангом. Компенсатор плавучести является обязательным элементом снаряжения. Без него погружение не может быть безопасным.

Следующая страница     Предыдущая страница

Баллоны, регулятор и дыхание под водой

Баллоны

И, наконец, мы возвращаемся к тому, с чего мы начали сегодняшний разговор о подводном плавании, — к дыханию. Чтобы не спеша наслаждаться красотами подводного мира, мы должны обеспечить себе некоторый запас воздуха. Эту функцию успешно выполняет баллон. Воздух в баллоне находится под давлением 200300 атмосфер, поэтому обращаться с баллонами надо аккуратно. Никогда не оставляйте без присмотра стоящий баллон. Если вы не держите баллон, закрепите его так, чтобы он не мог упасть, или положите его, но опять же так, чтобы он не мог кататься.

Материал изготовления баллонов — сталь или алюминий. Алюминиевые баллоны имеют более толстые стенки и меньше подвержены вредному воздействию влаги, чем стальные. Однако стальные баллоны более компактны, чем сравнимые с ними по литражу алюминиевые баллоны. Поэтому чаще всего стальные баллоны имеют отрицательную плавучесть даже в пустом состоянии, тогда как алюминиевые баллоны к концу погружения приобретают положительную плавучесть.

Основные характеристики баллона — объем, рабочее давление, проверочное давление, масса.

Объем баллонов может быть 7, 10, 12, 15 и 18 литров.

Рабочее давление — это давление, устанавливаемое заводомизготовителем для работы баллона. Оно может быть 200 или 300 бар. Рабочее давление 300 бар может быть только у стальных баллонов. Раз в год все баллоны должны проходить так называемую визуальную проверку, когда внимательно осматривается внутренняя поверхность баллона на предмет появления различных дефектов (ржавчина, окалина, раковины и т.д.). Если появились какието нежелательные изменения, то работоспособность баллона надо проверять.

Проверочное давление — это давление, установленное заводомизготовителем для проверки прочности баллона. Обычно оно в 1,5 раза больше рабочего. Кроме того, проверка баллона или опрессовка проводится в следующих случаях: согласно законам, установленным в данной стране (в России это 1 раз в 5 лет, но в некоторых странах и чаще*), если баллон упал со значительной высоты, если он подвергся воздействию высоких температур и т.д. То есть любое воздействие, которое могло ослабить прочностные характеристики металла.

Старайтесь никогда не опустошать баллон до конца. Дело в том, что при заправке баллонов воздух специально фильтруется и высушивается, чтобы на внутренней поверхности баллонов не образовывалась ржавчина или окалина. При стравливании давления в баллоне до нуля, влага из атмосферного воздуха может попасть в баллон и начать свое разрушительное действие.

В горловину баллона ввинчивается запорный вентиль. При всем многообразии форм, по сути, существует два** типа вентилей, которые отличаются друг от друга по методу крепления регулятора (дыхательная система) — европейская (немецкая) система крепления DIN и американская YOKE, или International. Баллоны с рабочим давление 300 бар оснащаются только DIN вентилями. Соединение типа YOKE выдерживает максимальное давление 230 бар.

Регулятор и дыхание под водой

В самом начале нашего занятия мы говорили, что человеческий организм приспособлен для жизни в воздушной среде, причем при нормальном атмосферном давлении. Вернее, дышать мы можем только в том случае, если воздух будет нам подаваться под тем давлением, под которым мы находимся. То есть, на поверхности это 1 атмосфера, а, например, на глубине 10 метров это уже 2 атмосферы.

Регулятор — это элемент снаряжения, который обеспечивает автоматическую подачу воздуха аквалангисту под нужным давлением, то есть он понижает давление с рабочего давления в баллоне до давления окружающей среды. Состоит регулятор из двух ступеней. Эти ступени понижают давление в два этапа.

Первая ступень регулятора (редуктор) понижает давление до установочного (промежуточного или низкого (Low pressure) — его часто называют поразному). Это давление на 10 — 12 бар выше давления окружающей среды.

Вторая ступень регулятора понижает давление от установочного до давления окружающей среды.

При покупке, когда говорят «регулятор», имеют в виду только первую и вторую ступени и соединяющий их шланг низкого давления.

Регуляторы, чаще всего используемые в любительском дайвинге, работают по открытой (или незамкнутой) схеме дыхания. То есть, при вдохе воздух поступает из регулятора в легкие аквалангиста, а выдох производится непосредственно в воду.

Для работы регулятор должен быть укомплектован дополнительными элементами:

  1. Дублирующая вторая ступень (октопус) отличается от основной второй ступени длиной шланга и цветом.
  2. Манометр или приборная консоль для контроля за запасами воздуха.
  3. Шланг поддува компенсатора. Это деталь от компенсатора плавучести.

Для крепления этих элементов на первой ступени регулятора предусмотрено несколько выходов (или портов). 1 или 2 порта высокого давления, для крепления манометра или датчика высокого давления. Они всегда отмечены буквами «HP» (HiPressure, высокое давление). 4 порта низкого давления для крепления все остальных элементов.

Первая ступень регулятора бывает двух типов, которые соответствуют двум типам вентилей — YOKE и DIN. В DIN соединении уплотнительное кольцо находится на входном отверстии первой ступени регулятора. В YOKE соединении уплотнительное кольцо находится в клапане баллона. Большой разницы в плане удобства и надежности между этими соединениями нет. В любом случае существуют переходники, которые позволяют соединять регуляторы и баллоны разных типов. На практических занятиях вы научитесь собирать все эти элементы снаряжения в единое целое, в то, что мы привыкли называть аквалангом. Вообщето, «Aкваланг» — имя собственное автономного индивидуального дыхательного аппарата, изобретенного Кусто и Ганьяном в 1943 году. За рубежом вы столкнетесь с термином SCUBA. Это английская абревиатура, которая расшифровывается как Self Contented Underwater Breathing Apparatus — индивидуальный автономный дыхательный аппарат.

 

* В большинстве стран требуется регулярная проверка баллонов. Обычно она включает в себя визуальную проверку внутренней поверхности и гидростатический тест. В США визуальная проверка должна проводиться каждый год, а гидростатический тест — каждые пять лет. В ЕС визуальная проверка должна проводиться раз в два с половиной года, а гидростатический тест — каждые пять лет. В Норвегии гидростатический тест (и визуальная проверка) должен проводиться через три года после производства баллона, а затем — каждые два года. Законодательство Австралии требует, чтобы баллоны были гидростатически проверены каждые двенадцать месяцев.

**Правда, в некоторых местах вы еще можете встретить вентили со встроенным клапаном резерва — Jвентиль. Обычный вентиль носит название Квентиля (К — кран открытозакрыто). Jвентили были придуманы до того, как снаряжение аквалангиста было оснащено манометрами, показывающими нам давление воздуха в баллоне. Чтобы както сигнализировать аквалангисту, что воздух в баллоне заканчивается, в вентиль встраивался дополнительный клапан обратного действия. То есть, при приближении давления в баллоне к 50 барам он начинал перекрывать подачу воздуха. Дышать становилось труднее, и аквалангист понимал, что воздух заканчивается. Тогда он вручную открывал Jклапан, воздух снова шел нормально, и аквалангист спокойно заканчивал погружение.

Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян. Изобретение акваланга.

Исторически сложилось, что изобретение акваланга (1943 год) принадлежит французам – офицеру военноморских сил Франции Жаку Иву Кусто и инженеру Эмилю Ганьяну. Слово «акваланг» происходит от слов aqua — вода и lung — легкое, то есть не что иное как «водяное легкое». Это аппарат, позволяюший человеку достаточно долго автономно находиться под водой и обеспечивающий достаточную подвижность. Ни в коем случае не умаляя заслуг Ж. И. Кусто и Э. Ганьяна в развитии водолазного дела, надо отметить, что они не были первыми. На протяжении предыдущих 70 лет только во Франции было создано несколько различных моделей водолазных аппаратов. Незаслуженно забытыми являются горный инженер Бенуа Рукейроль и лейтенант флота Огюст Денейруз. В 18601865 годах они разработали и запатентовали конструкцию аппарата, содержащего мембранный механизм для автоматического понижения давления в баллоне. В 1926 году капитан 3го ранга Ив Ле Прийер применил акваланг с непрерывной подачей воздуха. Эта неусовершенствованная модель была на вооружении военноморских сил Франции до 1933 года. Баллон со сжатым воздухом в этом снаряжении был размещен на груди водолаза, а расходом воздуха управляли посредством клапана с ручным приводом. По заказу Ж. И. Кусто инженер Э. Ганьян усовершенствовал существующий аппарат Прийера. В 40х годах была разработана модель, автоматически подающая воздух по требованию (только на вдохе) аквалангиста. Акваланг приобрел всем известный вид.

Золотые правила ухода за снаряжением

Снаряжение, как и любая техника, может изнашиваться и ломаться. Чтобы снаряжение служило долго и было всегда в рабочем состоянии, за ним необходимо ухаживать. О правилах ухода за отдельными видами снаряжения вам расскажет ваш инструктор. Мы же ограничимся общими рекомендациями.

  1. Снаряжение для подводного плавания не любит прямых солнечных лучей. Старайтесь не оставлять его под палящим солнцем. Это приводит к преждевременному износу снаряжения.
  2. Снаряжение для подводного плавания портится от морской воды. Обязательно промывайте все элементы экипировки пресной водой после каждого погружения.
  3. Некоторые элементы, в том числе уплотнительные кольца или молнии, необходимо периодически смазывать. Для этого в дайвинге существуют специальные силиконовые смазки.
  4. Хранить снаряжение следует в сухом темном месте.

Урок |1 | |2 | |3 | |4 | |5 | |6 | |7 | |8 | |9 | |10 | |11 | |12 | |13 | |14 | |15 | |16 | |17 | 
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru